Ликвидация юридического лица: изменения в законодательстве

Поскольку официальная ликвидация становится всё более востребованной, не лишним будет освежить свои знания об этой процедуре. В отличие от других областей корпоративного права, ликвидация юридических лиц подверглась скорее заботливой редакции, нежели серьезной реформе. Что, пожалуй, даже к лучшему.

jjsdjal

Важнейшие положения о ликвидации юридических лиц содержатся в Гражданском кодексе, статьи которого и подверглись изменениям. Так, теперь, в соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица носит абсолютный характер, без ссылок на возможность предусмотреть другими законами иной результат. Ликвидация это прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. точка в существовании.

Еще одно изменение: ГК установил единственный документ, в котором может быть предусмотрен орган, уполномоченный принимать решение о ликвидации юридического лица. Разумеется, с корпоративными коммерческими организациями и так всё понятно, принятие решения о ликвидации находится в компетенции участников, причем для этого необходимо единогласное решение.

После реформы корпоративного права Гражданский кодекс получил закрытый перечень оснований для ликвидации юридического лица по решению суда. Такое решение может быть вынесено на основании:

  • иска органа государственной или муниципальной власти, которому предоставлено право предъявлять иски о ликвидации юридического лица, в случае, если регистрация юридического лица была осуществлена с неустранимыми грубыми нарушениями закона;
  • иска органа государственной или муниципальной власти, которому предоставлено право предъявлять иски о ликвидации юридического лица в случае осуществления им предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии, членства в СРО и т.д.). Напомню, что в настоящее время такая деятельность, повлекшая значительный ущерб гражданину или государству, является уголовно наказуемой. Некоторое время назад появился законопроект, предусматривающий за такое правонарушение административную ответственность, но это пока не более чем законодательная инициатива;
  • иска органа государственной или муниципальной власти, которому предоставлено право предъявлять иски о ликвидации юридического лица в связи осуществлением юридическим лицом запрещенной деятельности или деятельности, грубо нарушающей Конституцию РФ или другие федеральные законы;
  • иска органа государственной или муниципальной власти, которому предоставлено право предъявлять иски о ликвидации юридического лица в связи с многократным, систематическим осуществлением общественной организацией общественным движением, благотворительным фондом, иными фондами или религиозной организации деятельности, не относящейся к уставной.

Данный вопрос хорошо знаком тем, кто часто имеет дело с некоммерческими организациями. Министерство юстиции, ведающее делами некоммерческими организациями, имеет весьма строгий нрав и с удовольствием наказывает даже за небольшие огрехи. А уж если некоммерческая организация выходит за жесткие рамки своих уставных целей, то Министерство юстиции без всяких скидок дойдет до ликвидации юридического лица.

  • по иску учредителя, если деятельность юридического лица становится невозможной или существенно затрудняется. Не смотря на весьма расплывчатую формулировку, это основание, по счастью, не стало очередным оружием для конфликтом между участниками;
  • по иным основаниям, установленным законами. Такие основания есть в специальных законах, предусмотренных для различных организационно-правовых форм.

Таким образом, с 1 сентября 2014 года ликвидация по решению суда была упорядочена и стала единообразной.

Среди положительных изменений можно также отметить, что в ГК закрепили норму о том, что с момента начала ликвидации юридического лица все обязательства перед кредиторами считаются наступившими. Это заметно упростит процесс расчета с кредиторами и избавит контрагентов от ненужных споров.

В принципе, и так очевидно, что если юридическое лицо собирается прекратить свою деятельность – пора заканчивать все имеющиеся отношения. Конечно, это не панацея, всё равно бывают случаи, когда какой-нибудь из кредиторов уверен, что уже ликвидированная организация забыла что-то выполнить или вернуть. Но для этого кредитору придется доказать, что ликвидированное юридическое лицо точно знало о таком обязательстве.

Если ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, то совершение всех необходимых процедур может быть возложено на учредителей/участников. Если они проигнорируют это требование, то ликвидировать компанию будет арбитражный управляющий, а все расходы понесёт ликвидируемое юридическое лицо. Причем в случае недостаточности средств учредители/участники будут солидарно отвечать по обязательствам, возникшим в ходе такой ликвидации.

Последние изменения также сильно осложнят жизнь тем, кого суд обязал ликвидировать юридическое лицо. Они не смогут зарегистрировать новое юридическое лицо до ликвидации прежнего. Разумеется, такие проблемы будут только в случае наличия судебного решения.

Помимо прочего, ст. 61 ГК РФ устанавливает закрытый перечень организаций, которые не могут быть признаны банкротами. Это:

  • учреждение;
  • казенное предприятие;
  • политическая партия;
  • религиозная организация.

Банкротом не может быть признана также государственная корпорация, однако, федеральным законом может быть предусмотрено и обратное.

Резюмируя, можно повторить, что какой-то революции не произошло. По крайней мере, институт ликвидации юридических лиц стал более организованным и упорядоченным, что немаловажно при текущей законодательной тенденции, направленной на всестороннее ужесточение в сфере регистрации юридических лиц.

1 thought on “Ликвидация юридического лица: изменения в законодательстве”