Официальная ликвидация ООО

Новые изменения в законодательстве всё больше усложняют привычные способы избавления от компании. Так называемые «альтернативные ликвидации» через смену участников и руководителя, а также реорганизация в форме присоединения гораздо чаще заканчиваются сложными ситуациями и проблемами с ФНС. Поэтому с каждым годом всё актуальнее становится юридическая ликвидация компании в строгом соответствии с законом. 

Официальная ликвидация ООО

Порядок добровольной ликвидации ООО можно разделить на четыре этапа:

  1. Подготовительный этап;
  2. Уведомление ФНС и кредиторов;
  3. Составление промежуточного баланса, расчет с кредиторами;
  4. Закрытие расчетного счета, представление ликвидационного баланса.

Процедура ликвидации может значительно затянуться по времени из-за особенностей конкретной компании, это необходимо учитывать.

  1. Подготовительный этап.

На этом этапе желательно максимально подготовить компанию к ликвидации. Чтобы не усложнять себе жизнь позже, лучше заранее:

  • исполнить все имеющиеся обязательства перед контрагентами,
  • закрыть имеющиеся задолженности перед ФНС, внебюджетными фондами,
  • уведомить сотрудников компании о ликвидации,
  • провести инвентаризацию имущества,
  • произвести сверку расчетов с ФНС.

Если к моменту начала ликвидации Вы грамотно прекратите хозяйственную жизнь компании и рассчитаетесь со всеми заинтересованными сторонами, то закрыть ООО не составит труда и сократится по времени.

  1. Уведомление ФНС и кредиторов.

Юридически ликвидация начинается с решения общего собрания участников или единственного участника. Решение о ликвидации компании должно быть принято единогласно. Кроме того, высший орган управления компанией должен принять решение о назначении ликвидационной комиссии (или ликвидатора, что проще).

Важно помнить, что, приняв решение о начале ликвидации, компания обязана в течение трех рабочих дней уведомить регистрирующий орган (ФНС) об этом.

Для этого необходимо представить в регистрирующий орган по месту нахождения компании несколько документов:

  • форма Р15001 (уведомление о ликвидации юридического лица)
  • решение о ликвидации.

Через пять рабочих день в ЕГРЮЛ будет внесена запись о том, что компания находится в процессе ликвидации.

С мая 2014 года уведомление о ликвидации ООО нет необходимости представлять во внебюджетные фонды, это делает сама ФНС.

После получения из ФНС листа записи о начале ликвидации можно приступить к уведомлению кредиторов. Прежде всего, необходимо опубликовать сообщение в «Вестнике государственной ликвидации».

Для этого надо собрать пакет документов, состоящий из:

  • бланка-заявления (2 экземпляра);
  • сопроводительного письма (2 экземпляра);
  • копии листа записи о начале ликвидации;
  • копии решения о ликвидации;
  • копии документа об оплате государственной пошлины.

Бланк-заявление и сопроводительное письмо есть на сайте «Вестника государственной регистрации». Документы можно подать как лично, так и с помощью ЭЦП через сайт издания.

В соответствии с законом необходимо сделать одну публикацию, при этом установлен двухмесячный срок для кредиторов, в течение которого нельзя приступать к следующему этапу. Если остались какие-либо кредиторы или контрагенты, желательно специально, помимо публикации, уведомить их о Вашем намерении закрыть фирму. Надежнее всего сделать это ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Пока длится двухмесячный срок можно еще раз сверить расчеты с ФНС и внебюджетными фондами. Нельзя забывать и о ПФР, в который надо представить отчетность в связи с ликвидацией компании.

Учтите, что после того, как в ЕГРЮЛ появилась запись о начале ликвидации, возможна выездная налоговая проверка. Налоговую инспекцию интересует далеко не каждая ликвидация организации, обычно под надзор попадают компании, которые вели активную хозяйственную жизнь.

  1. Составление промежуточного баланса, расчет с кредиторами

В том случае, если в отношении компании не была начата выездная налоговая проверка, не были начаты судебные разбирательства, а также если закончился двухмесячный срок с даты публикации сообщения в «Вестнике государственной регистрации», то можно представлять в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс представляет своего рода план расчетов компании по всем имеющимся обязательствам. Баланс утверждается общим собранием участников. Из баланса очевидно следует, может компания или нет рассчитаться по своим долгам. В случае, если это невозможно, ликвидатор компании под угрозой материальной ответственности обязан подать в арбитражный суд заявление о банкротстве.

Утвержденной формы промежуточного ликвидационного баланса нет, обычно используется форма бухгалтерского баланса.

Если же всё в порядке, то препятствий для этого этапа нет. При этом в регистрирующий орган достаточно представить всего один документ – форму Р15001 с нотариально удостоверенной подписью ликвидатора. Заполнение формы Р15001 на этом этапе несколько отличается, поскольку она предназначена для нескольких случаев.

Успешная сдача промежуточного ликвидационного баланса подтверждается получением соответствующего листа записи из регистрирующего органа.

  1. Закрытие расчетного счета, представление ликвидационного баланса

Ликвидация ООО практически завершена. Но прежде, чем приступать к последнему этапу, необходимо выполнить (желательно) несколько действий:

  • закрыть расчетные счета компании (можно заранее рассчитаться с участниками ООО после покрытия всех долгов, снять необходимое количество денег и оплатить государственную пошлину для ликвидации);
  • передать документы в архив трудовых отношений. В архив подлежат кадровые документы, это достаточно долгая процедура, которая, в целом, необходима для компаний с большим штатом, работающих с 90-х годов.

В архив трудовых отношений необходимо передавать документы для того, чтобы после ликвидации компании получить информацию о рабочем стаже и начислениях работника. В настоящее время это можно сделать, отследив отчетность в ПФР, поэтому необходимость в передаче документов в архив невелика. Хотя это и обязательно по закону.

Ликвидационный баланс также не имеет утвержденной формы, поэтому можно использовать тот же промежуточный ликвидационный баланс. Как и промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников.

В целом, если вопрос с расчетами решить заранее, и проблем в виде кредиторов (в т.ч. ФНС) нет, то можно одновременно представлять и промежуточный ликвидационный баланс, и ликвидационный баланс.

Что касается непосредственно ликвидационного баланса, то для завершающего этапа необходимо подать в регистрирующий орган:

  • заявление по форме Р16001 с нотариально удостоверенной подписью ликвидатора;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об оплате государственной пошлины (не обязательно);
  • справка из ПФР об исполнении компанией всех обязательств (некоторые ПФР справку выдавать отказываются, поскольку сами высылают информацию в ФНС).

Через пять рабочих дней в регистрирующем органе можно будет получить лист записи о ликвидации и уведомление о снятии организации с учета. Ликвидация ООО завершена.