Открытие обособленного подразделения 2016

Нередко для расширения бизнеса необходимо физическое присутствие работников вне стен родной компании. Идёт ли речь о строительстве, офисе или даже медицинском отделении – для все этого понадобится соответствующее юридическое оформление, чтобы не нарушить налоговое законодательство. Надо ли обязательно регистрировать филиал, или есть варианты попроще?

открытие обособленного подразделения
открытие обособленного подразделения

Обособленное подразделение юридического лица включает в себя несколько определений. Гражданский кодекс четко определяет два из них – это филиал и представительство юридического лица. Налоговый кодекс вводит дополнительный вид подразделения с несколько размытым определением – обособленное подразделение как удаленное рабочее место, созданное сроком более чем на 1 месяц.

По сути, такое обособленное подразделение может подразумевать под собою совершенно разные вещи – от целого подразделения компании со множеством сотрудников до одного специалиста, сидящего в крохотном офисе.

Так или иначе, если у юридического лица возникает необходимость вести свою деятельность еще в одном месте (например – в соседнем городе), то есть как минимум три варианта организации своей деятельности.

Наиболее сложными будут варианты зарегистрировать филиал или представительство.

Это весьма формализованные процедуры, требующие, помимо государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, разработки положения и т.д.

Между тем, на практике, даже крупные холдинги не брезгуют созданием филиальной сети на основе обособленного подразделения как удаленного рабочего места. Таким образом, создание филиалов и представительств – не всегда оправданные хлопоты.

Зато открытие обособленного подразделения – рутинная и несложная процедура. Даже постановка на учет в фондах требуется не во всех случаях, в отличие от представительства или филиала. При этом создание, прекращение и сама деятельность обособленного подразделения осуществляется в пределах полномочий руководителя юридического лица, что позволяет просто и мобильно распоряжаться ресурсами организации. А регистрация ОП может быть осуществлена в течение месяца с момента его возникновения, что тоже удобно.

Итак, как проходит процедура создания обособленного подразделения? Как происходит постановка на учет в налоговом органе?

Как уже упоминалось выше, руководитель юридического лица вправе самостоятельно регулировать деятельность обособленного подразделения. По этой причине документом основанием как для создания, так и для прекращения деятельности обособленного подразделения будет приказ.

На основании приказа можно приступать к заполнению сообщения по форме С-09-3-1, в котором указываются основные данные юридического лица и на отдельном листе – данные о создаваемом обособленном подразделении.

Никаких документов на адрес, по которому будет располагаться обособленное подразделение, не нужно. Если же документы в налоговую будет представлять поверенный, то тогда дополнительно, разумеется, потребуется доверенность.

Одновременно создать можно несколько обособленных подразделений, каких-либо ограничений здесь нет. И если Вы задаетесь вопросом, как открыть обособленное подразделение в другом городе, то ответ прост – точно так же, как и всегда. Для обособленных подразделений действуют единые правила. Где бы Вы ни создавали обособленное подразделение – в родном городе или на другом конце страны, Вы в любом случае подаёте документы в инспекцию (подать их можно как лично, так и электронно), в которой на учете стоит юридическое лицо. А вот получать документы надо в налоговой по месту нахождения обособленного подразделения, где будет осуществлена постановка на налоговый учет. Постановка на учет длится 5 рабочих дней, однако, в действительности, этот срок обычно увеличивается из-за несвоевременного подписания документов в налоговых инспекциях.

После постановки на учет Вам выдадут соответствующее уведомление, в котором будет указана вся нужная информация об обособленном подразделении, включая КПП, наименование и адрес местонахождения. Таким образом, приказ о создании и уведомление о постановке на учёт будут основными документами обособленного подразделения.

Нужно ли ставить после этого обособленное подразделение на учет во внебюджетных фондах? Нет, если у обособленного подразделения нет собственного баланса, расчетного счета или выплат в пользу работников.

Если же такая необходимость возникла, то понадобится запастись копиями (нотариальными для верности) документов.

Понадобятся:

  • свидетельство о постановке юрлица на налоговый учет,
  • свидетельство о государственной регистрации юрлица,
  • уведомление о постановке на учет обособленного подразделения,
  • приказ о создании обособленного подразделения,
  • заявление.

Давайте подытожим. В подавляющем большинстве случаев вместо филиала или представительства можно обойтись обособленным подразделением в виде стационарного рабочего места. Это удобно, практично и быстро.

Документы о создании и деятельности обособленного подразделения (приказ об открытии обособленного подразделения, уведомление об открытии счета (при необходимости), сообщение по форме С-09-3-1) несложно собрать, а подавать нужно в «свою» же налоговую инспекцию.

Через неделю уже можно будет получать уведомление о постановке на учёт и начинать работать.

Удачи!