Выбор юридического адреса

Что такое юридический адрес?

У каждого юридического лица есть своя «прописка». Обычно её называют «юридическим адресом», т.е. адресом, по которому организация формально располагается. Хотя термин «юридический адрес» не совсем корректный, он уже давно прижился в практике, так что его используют даже органы государственной власти.

Выбор юридического адреса

Напомним, что после реформы корпоративного права в 2014 годы понятие юридического адреса разделилось на два элемента:

  • место нахождения юридического лица, т.е. муниципальное образование, в котором расположен единоличный исполнительный орган (генеральный директор), и где была осуществлена регистрация юридического лица;
  • адрес юридического адреса – адрес в пределах муниципального образования, с точностью до номера офиса.

Регистрация юридического адреса уже была ранее описана, поэтому в настоящей статье мы займемся вопросом подбора юридического адреса. Юридический адрес давно служит камнем преткновения в отношениях между бизнесом и ФНС. Государственная точка зрения предполагает, что руководитель компании должен круглосуточно сидеть в помещении, указанном в качестве юридического адреса, чтобы принимать проверки и получать корреспонденцию от налоговой и других ведомств.

Это вовсе не преувеличение, в практике есть масса примеров нелепых ситуаций, когда налоговые органы «забраковали» юридический адрес только потому, что в тот момент на месте не было директора.

Понятное дело, что руководитель часто занят чем-то более важным, чем ежедневное ожидание выездной проверки из налоговой инспекции из банка. Тем не менее, здравая точка зрения в вопросе юридического адреса пока не восторжествовала.

Как выбрать хороший юридический адрес?

Практический подход к юридическому адресу предполагает, что он необходим, в первую очередь, для связи с организацией. Тем более, что весомая часть юридически значимых фактов считаются свершившимся с момента получения письменной корреспонденции, что еще раз подчеркивает важность исправной работающей почты.

А это значит, что, выбирая адрес регистрации юридического лица, прежде всего следует руководствоваться тем, насколько исправно Вы сможете принимать корреспонденцию. И надо признать, что это даже важнее, чем если руководитель в самом деле каждый день сидит в арендованном помещении.

Если организация не получит письма от налоговой инспекции, то, в силу положений федерального закона от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ, в ЕГРЮЛ может быть внесена запись о недостоверных сведениях в отношениях адреса. И это будет сложно оспорить, поскольку в судебной практике господствует точка зрения о том, что юридический адрес должен обеспечивать связь с организацией.

Таким образом, первый важный критерий – это возможность получать корреспонденцию.

Второй важный критерий при подборе юридического адреса – возможность принимать проверки. Причем даже не от налоговой инспекции, которая поступает так достаточно редко, предпочитая общаться с налогоплательщиками письменно. В последнее время, из-за ужесточившейся политики Центрального Банка, коммерческие банки куда более тщательно изучают своих будущих клиентов.

Иногда они организуются выездные проверки, чтобы удостовериться – у компании есть помещение, в котором сидит и работает руководитель. Разумеется, это ни о чём не говорит и вряд ли может вообще как-то характеризовать компанию.

Но банкам это важно, поэтому юридический адрес, в идеале, должен быть готов к проверкам. Это значит, что безымянные сараи без окон и дверей, виртуальные (уже снесенные) здания и прочие обманные ходы не годятся.

Что еще важно при выборе юридического адреса?

Мы описали два самых важных качества юридического адреса. Теперь давайте рассмотрим второстепенные факторы, которые тоже могут играть роль при выборе адреса.

Юрисдикция. В небольших городах очень часто одна и та же налоговая занимается и регистрацией, и выполняет фискальные функции на территории всего муниципального образования. Поэтому там приходится работать с той налоговой, какая есть.

Другое дело, когда компания располагается в городах-миллионниках. Здесь уже можно выбирать, с какой налоговой проще налаживать отношения. Надо признать, что в органах государственной власти работают люди, и люди могут вести совершенно по разному. В некоторых налоговых инспекциях могут быть совершенно невыносимые порядки, некоторые налоговые инспекции более придирчивые и т.д.

Хорошие бухгалтеры часто в курсе, перед какой налоговой инспекции проще отчитываться, да и где вообще проще работать. Помимо особенностей конкретной налоговой инспекции может играть роль и её территориальное расположение. Ездить за тридевять земель ради незначительной справки – не лучшее применение своих усилий и времени.

Массовость. Массовые адреса, т.е. адреса, на которых зарегистрировано более 5 (обычно именно это количество трактуется налоговыми органами как пороговое) юридических лиц, часто изображаются как ужасное преступление. На самом деле, массовые адреса предоставляют организациям полный функционал, необходимый для работы.

Если собственник массового адреса добросовестно относится к своей работе, то не важно, 10 или 100 юридических лиц зарегистрировано на одном помещении – каждое будет получать письма, и каждое сможет выдержать выездную проверку (обычно для этого следует предварительно договориться).

ФНС негативно относится к массовым адресам, поскольку, как уже упоминалось, руководитель непременно должен находиться по адресу и ждать проверок, и не важно, чем занимается компания. Банки относятся к массовым адресам с подозрением, но не более того. Это уже зависит от политики конкретного банка.

В конце концов, все хорошо понимают, что такое «массовый юридический адрес», как и то, что даже уважаемые и крупные компании могут иметь такой адрес. Тем более, что очень часто арендодатели реальных помещений не позволяют использовать их в качестве юридического адреса.

Тем не менее, лучше заранее выяснить, как отнесется банк к массовому адресу.

Обратная связь, способы оплаты. Надежность собственника. Пусть не самые важные, но тоже факторы. Обратная связь позволяет оперативно и полно решать возникающие вопросы.

Если речь идёт о реальном помещении, то круг проблем значительно шире – обеспечение охраны офиса, подключение к Интернету, коммунальные платежи, доступ клиентов внутрь здания и т.д.

Если же мы говорим о покупном юридическом адресе (т.е. исключительно для связи), то важно, насколько быстро арендодатель может обеспечить помещение для налоговой или банковской проверок, готов ли он сканировать для Вас корреспонденцию.

Компаниям, работающим в основном с безналичным расчётом, проще рассчитываться с арендодателем соответствующим образом. А кому-то наоборот – наличными средствами.
Надежность собственника особенно важна, если предстоит смена юридического адреса.

При смене юридического адреса территориальная налоговая инспекция обязательно проверит, может ли компания располагаться по этому адресу, для чего и понадобится своевременное подтверждение от собственника.

Подведем итоги

При выборе юридического адреса необходимо руководствоваться несколькими правилами. Это сэкономит нервы, время и деньги. Правила годятся для любого случая, идёт ли речь о реальном помещении, или же Вы решили юридический адрес купить.

Юридический адрес должен:

  • быть приспособленным для получения корреспонденции. Неполучение писем, особенно от органов государственной власти, может привести к плачевным результатам. Хотя сейчас и не существует такого понятия, как «почтовый адрес ООО», в действительности именно это и имеется в виду в первую очередь;
  • быть готовым для проверок. Конечно, проверки – дело редкое, тем более будет обидно, если собственник помещения не сможет обеспечить проверку в критически важный момент;
  • располагаться в юрисдикции той налоговой инспекции, которая позволит Вам спокойно работать;
  • юридический адрес должен соответствовать Вашим требованиям к массовости. В каких- то случаях массовость не играет никакой роли, в каких-то наоборот, массовый адрес может сильно повредить в делах;
  • собственник юридического адреса должен вызывать доверие. Предоставление полного пакета документов, готовность пойти на встречу, гарантия исполнения всех условий – это то, что отличает добропорядочного собственника. Учитывая количество мошенников на этом рынке и просто недобросовестных собственников – весьма немаловажное обстоятельство.

Пусть юр адрес кажется чем-то второстепенным, о чём можно подумать потом. Качество «прописки» компании заметно поможет в решении административных и организационных проблем.

Юридический адрес в 2016 году остается немаловажным вопросом (особенно в свете того, что ФНС получила функцию по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице). Внимание к деталям рано или поздно окажет Вам ответную услугу.